В сентябре 1971 г. инженер Роман Шкварек (Roman Skwarek) с группой специалистов Познаньского автотракторного испытательного центра создал простой грузопассажирский автомобиль "Варта" (Warta) 4x2 с цельнометаллическим кузовом на лонжеронной раме и агрегатами от серийных легковых машин Варшавского завода ФСО (FSO), предназначенный для мелких сельских хозяйств и индивидуальных крестьян — "рольников". С июня 1972 г. началось производство более удобных машин "Тарпан". Для этого бывший испытательный центр в Антонинке, пригороде Познани, был преобразован в "Завод сельскохозяйственных автомобилей" - "Фабрыка Самоходув Рольничых" (Fabryka Samochodow Rolniczych), сокращенно ФСР (FSR).
Первое семейство "Тарпан S223" включало 3 модификации. Базовым являлся грузопассажирский автомобиль полной массой 2,1 т с колесной базой 2700 мм и удлиненной трансформируемой кабиной с задней раздвижной стенкой открывавшей доступ в грузовое ние, снабженное задним откидным бортом и прикрытое сверху тентом. В зависимости от количества мест в кабине (от трех до восьми) автомобиль мог перевозить 250-525 кг груза. С 1976 г. выпускались пикап с 3-местной кабиной и фургон без внутренней перегородки. На них применялись 4-цилиндровый верхнеклапанный бензиновый двигатель "521" (2120см3, 70л.с), механическая 4-ступенчатая коробка передач, передняя независимая рычажно-пружинная подвеска, задняя — на полуэллиптических рессорах.
В 1978-80 гг. сформировалось второе семейство "Тарпан F233", отличавшееся новым бензиновым двигателем (1481 см3, 75 л.с.) от легковых машин "Польски-ФИАТ-125Р" (Polski-FIAT) и "Полонез" (Polonez). Оно предлагалось в 6 исполнениях грузоподъемностью 800-890 кг, в том числе грузопассажирский вариант "F233SO", фургон "F233K", пикапы "F233P" и "F233RS" с цельнометаллическим и деревянным бортовым кузовом. Их развитием в 1981 г. стали первые полноприводные модели — гражданский "Тарпан 234" и армейский "Тарпан 235" с увеличенной до 1000 кг грузоподъемностью. Кузова пикапов использовались для создания 1-осных прицепов "D233", сохранявших общий стиль "тарпанов". В 1981 г. завод ФСР выпустил рекордное количество машин - 6500 штук.
Политические события в Польше начала 80-х гг. и сложное экономическое положение страны не позволяли поддерживать государственный завод ФСР, выпускавший примитивные и неэкономичные машины. В октябре 1983 г. было принято решение о его закрытии, но по просьбе"рольников"заводу даровали жизнь еще на 3 года. За это время родилось большое количество вариантов "тарпанов", призванных спасти небольшое предприятие. Еще в 1982 г. началось изготовление 1-тонной серии "Тарпан F237" полной массой 2,35 т с 1,5-литровым мотором, улучшенным внешним видом и блокировкой дифференциала. Модель "S237SX" по-прежнему предлагали с двигателем "521". Пикап "F237RSD" (4x4) с лебедкой впервые получил более экономичный 50-сильный тракторный дизель, выпускавшийся на заводе "Урсус" (Ursus). В 1984 г. он стал основой нового дизельного семейства "Тарпан D239" с усиленными рамой и ходовой частью. Наладить изготовление собственных 3- и 5-цилиндровых дизелей мощностью 45 и 75 л.с. так и не удалось.
Спасло завод от закрытия новое полноприводное семейство "Хонкер" (Honker) 4x4 полной массой 2,8 т. В 1988 г. началось серийное производство новых автомобилей с колесной базой 2827 и 3027 мм в виде бортового грузовика или универсалов с мягким или жестким верхом грузоподъемностью 800-1175 кг. "Хонкер" получил 4-цилиндровый 1,5-литровый двигатель мощностью 87 л.с. и развивал скорость 105 км/ч. С 1994 г. на нем применялся 2,5-литровый дизель ИВЕКО (IVECO) мощностью 75 л.с. (с турбонаддувом -100 л.с.), разгонявший машину до 120 км/ч. Заводу ФСР так и не удалось справиться с техническими и финансовыми проблемами. Обострившаяся конкуренция на польском рынке заставила его в 1995 г. прекратить производство "Хонкера", а затем переключиться на сборку легких фургонов "Фольксваген Т4" (Volkswagen).
Tarpan.jpg
Добавлено спустя 12 минут 48 секунд:
На автомобили устанавливали такие типы двигателей.
Двигатель: четырехтактный с искровым зажиганием
Объем - 2120 куб.см
Мощность - 50л.с. (37 кВт)
Оборот Максимальная мощность: 3600 об / мин
Максимальный крутящий момент: 116 Нм при 2200 об / мин
диаметр цилиндра х ход поршня: 82 х 100 мм
Степень сжатия: 6,8: 1
Коробка передач - трехступенчатая, синхронизированная
Тормоза: барабанные тормоза, механические ручного тормоза на задних колесах
Передняя подвеска рычаги, винтовые пружины, телескопические амортизаторы
Задняя подвеска: рессоры
Габариты (длина / ширина / высота): 4322 х 1750 х 1840 мм
Дорожный просвет: 220/190 мм
Снаряженная масса: 1300 кг
Полезная нагрузка: 575 кг + 3 кг человек
Расход топлива - 13л на 100 км
Максимальная скорость - 100 км / ч
Двигатель: четырехтактный с искровым зажиганием
Объем - 1481 куб.см
Мощность - 75 л.с. (55,2 кВт)
Максимальная мощность: 5400 об / мин
Максимальный крутящий момент: 118 Нм при 3200 об / мин
Коробка передач - четырехступенчатая механическая, синхронизированная
Тормоза: барабанные тормоза, механический ручной тормоз на задних колесах
Передняя подвеска рычаги, винтовые пружины, телескопические амортизаторы
Задняя подвеска: рессоры
Габариты (длина / ширина / высота): 4322 х 1750 х 1840 мм
Дорожный просвет: 220/190 мм
Снаряженная масса: 1300 кг
Полезная нагрузка: 575 кг + 3 кг человек
Расход топлива - 12,5 на 100 км
Максимальная скорость - 110 км / ч
Ускорение 0-100 км / ч: 42 секунд
Двигатель: дизель, с непосредственным впрыском, четырехцилиндровый
Объем двигателя: 2502 см3
Диаметр х Ход поршня: 91,44 х 127 мм
Степень сжатия: 16,5:1
Максимальная мощность 49 л.с. (36 кВт) при 2500 об / мин
Максимальный крутящий момент: 150,6 Нм (15,4 кгм) при 1200 об / мин
Коробка передач - четыре ступенчатая механическая, синхронизированная
Тормоза: барабанные тормоза, механические ручного тормоза на задних колесах
Передняя подвеска: жесткая балка поддерживается рессорах
Габариты (длина / ширина / высота): 4322 х 1990 х 1840 мм
Дорожный просвет: 190 мм
Колея (передние / задние): 1402/1395 мм
Колесная база: 2700 мм