История марки Tarpan

Список разделов Tarpan Все о Tarpan

Описание: Любая информация, фотографии, видео и т.д. об автомобиле Тарпан

Сообщение #1 Tarpanovod » 15.01.2014, 21:53

В сентябре 1971 г. инженер Роман Шкварек (Roman Skwarek) с группой специалистов Познаньского автотракторного испытательного центра создал простой грузопассажирский автомобиль "Варта" (Warta) 4x2 с цельнометаллическим кузовом на лонжеронной раме и агрегатами от серийных легковых машин Варшавского завода ФСО (FSO), предназначенный для мелких сельских хозяйств и индивидуальных крестьян — "рольников". С июня 1972 г. началось производство более удобных машин "Тарпан". Для этого бывший испытательный центр в Антонинке, пригороде Познани, был преобразован в "Завод сельскохозяйственных автомобилей" - "Фабрыка Самоходув Рольничых" (Fabryka Samochodow Rolniczych), сокращенно ФСР (FSR).
FSR_Tarpan_237S_during_„XXX_lat_motoryzacji_PRL”_exhibition_at_Bonarka_City_Center_in_Kraków_7.jpg

Первое семейство "Тарпан S223" включало 3 модификации. Базовым являлся грузопассажирский автомобиль полной массой 2,1 т с колесной базой 2700 мм и удлиненной трансформируемой кабиной с задней раздвижной стенкой открывавшей доступ в грузовое ние, снабженное задним откидным бортом и прикрытое сверху тентом. В зависимости от количества мест в кабине (от трех до восьми) автомобиль мог перевозить 250-525 кг груза. С 1976 г. выпускались пикап с 3-местной кабиной и фургон без внутренней перегородки. На них применялись 4-цилиндровый верхнеклапанный бензиновый двигатель "521" (2120см3, 70л.с), механическая 4-ступенчатая коробка передач, передняя независимая рычажно-пружинная подвеска, задняя — на полуэллиптических рессорах.

В 1978-80 гг. сформировалось второе семейство "Тарпан F233", отличавшееся новым бензиновым двигателем (1481 см3, 75 л.с.) от легковых машин "Польски-ФИАТ-125Р" (Polski-FIAT) и "Полонез" (Polonez). Оно предлагалось в 6 исполнениях грузоподъемностью 800-890 кг, в том числе грузопассажирский вариант "F233SO", фургон "F233K", пикапы "F233P" и "F233RS" с цельнометаллическим и деревянным бортовым кузовом. Их развитием в 1981 г. стали первые полноприводные модели — гражданский "Тарпан 234" и армейский "Тарпан 235" с увеличенной до 1000 кг грузоподъемностью. Кузова пикапов использовались для создания 1-осных прицепов "D233", сохранявших общий стиль "тарпанов". В 1981 г. завод ФСР выпустил рекордное количество машин - 6500 штук.

Политические события в Польше начала 80-х гг. и сложное экономическое положение страны не позволяли поддерживать государственный завод ФСР, выпускавший примитивные и неэкономичные машины. В октябре 1983 г. было принято решение о его закрытии, но по просьбе"рольников"заводу даровали жизнь еще на 3 года. За это время родилось большое количество вариантов "тарпанов", призванных спасти небольшое предприятие. Еще в 1982 г. началось изготовление 1-тонной серии "Тарпан F237" полной массой 2,35 т с 1,5-литровым мотором, улучшенным внешним видом и блокировкой дифференциала. Модель "S237SX" по-прежнему предлагали с двигателем "521". Пикап "F237RSD" (4x4) с лебедкой впервые получил более экономичный 50-сильный тракторный дизель, выпускавшийся на заводе "Урсус" (Ursus). В 1984 г. он стал основой нового дизельного семейства "Тарпан D239" с усиленными рамой и ходовой частью. Наладить изготовление собственных 3- и 5-цилиндровых дизелей мощностью 45 и 75 л.с. так и не удалось.

Спасло завод от закрытия новое полноприводное семейство "Хонкер" (Honker) 4x4 полной массой 2,8 т. В 1988 г. началось серийное производство новых автомобилей с колесной базой 2827 и 3027 мм в виде бортового грузовика или универсалов с мягким или жестким верхом грузоподъемностью 800-1175 кг. "Хонкер" получил 4-цилиндровый 1,5-литровый двигатель мощностью 87 л.с. и развивал скорость 105 км/ч. С 1994 г. на нем применялся 2,5-литровый дизель ИВЕКО (IVECO) мощностью 75 л.с. (с турбонаддувом -100 л.с.), разгонявший машину до 120 км/ч. Заводу ФСР так и не удалось справиться с техническими и финансовыми проблемами. Обострившаяся конкуренция на польском рынке заставила его в 1995 г. прекратить производство "Хонкера", а затем переключиться на сборку легких фургонов "Фольксваген Т4" (Volkswagen).

Tarpan.jpg

Добавлено спустя 12 минут 48 секунд:
На автомобили устанавливали такие типы двигателей.

Двигатель: четырехтактный с искровым зажиганием
Объем - 2120 куб.см
Мощность - 50л.с. (37 кВт)
Оборот Максимальная мощность: 3600 об / мин
Максимальный крутящий момент: 116 Нм при 2200 об / мин
диаметр цилиндра х ход поршня: 82 х 100 мм
Степень сжатия: 6,8: 1
Коробка передач - трехступенчатая, синхронизированная
Тормоза: барабанные тормоза, механические ручного тормоза на задних колесах
Передняя подвеска рычаги, винтовые пружины, телескопические амортизаторы
Задняя подвеска: рессоры
Габариты (длина / ширина / высота): 4322 х 1750 х 1840 мм
Дорожный просвет: 220/190 мм
Снаряженная масса: 1300 кг
Полезная нагрузка: 575 кг + 3 кг человек
Расход топлива - 13л на 100 км
Максимальная скорость - 100 км / ч


Двигатель: четырехтактный с искровым зажиганием
Объем - 1481 куб.см
Мощность - 75 л.с. (55,2 кВт)
Максимальная мощность: 5400 об / мин
Максимальный крутящий момент: 118 Нм при 3200 об / мин
Коробка передач - четырехступенчатая механическая, синхронизированная
Тормоза: барабанные тормоза, механический ручной тормоз на задних колесах
Передняя подвеска рычаги, винтовые пружины, телескопические амортизаторы
Задняя подвеска: рессоры
Габариты (длина / ширина / высота): 4322 х 1750 х 1840 мм
Дорожный просвет: 220/190 мм
Снаряженная масса: 1300 кг
Полезная нагрузка: 575 кг + 3 кг человек
Расход топлива - 12,5 на 100 км
Максимальная скорость - 110 км / ч
Ускорение 0-100 км / ч: 42 секунд



Двигатель: дизель, с непосредственным впрыском, четырехцилиндровый
Объем двигателя: 2502 см3
Диаметр х Ход поршня: 91,44 х 127 мм
Степень сжатия: 16,5:1
Максимальная мощность 49 л.с. (36 кВт) при 2500 об / мин
Максимальный крутящий момент: 150,6 Нм (15,4 кгм) при 1200 об / мин
Коробка передач - четыре ступенчатая механическая, синхронизированная
Тормоза: барабанные тормоза, механические ручного тормоза на задних колесах
Передняя подвеска: жесткая балка поддерживается рессорах
Габариты (длина / ширина / высота): 4322 х 1990 х 1840 мм
Дорожный просвет: 190 мм
Колея (передние / задние): 1402/1395 мм
Колесная база: 2700 мм
Польская машина как пластилин-лепи из нее что хочешь.
Tarpanovod M
Мастер
Аватара
Возраст: 39
Откуда: Украина Чернигов
Репутация: 10
Сообщения: 422
С нами: 4 года 4 месяца

Сообщение #2 piatroc » 24.01.2014, 21:06

Интересная статья про Тарпаны попалась (http://www.off-road-drive.ru/archive/91/Polskaya_konnaya)

Польская конная

Долгая и интересная жизнь внедорожника Tarpan
Многие автомобили бывших социалистических стран, как и то, что происходило в том, все чаще мифологизированном теперь мире, практически забыты. В числе наименее известных моделей оказался и польский Tarpan. А ведь он прожил долгую и по-своему интересную жизнь.

Несколько лет назад его история завершилась окончательно. И хотя за последние 30 лет этот автомобиль не раз хоронили и возрождали к новой жизни, очередного рождения, вероятно, уже не будет. Появившись на свет 40 лет назад в совсем другом мире, он перед уходом в отставку успел даже послужить в Ираке. Сомнительная, конечно, доблесть... Да и предназначали Tarpan не для этого.

Крестьянская застава

Как и в СССР, учреждения и предприятия Польши времен социализма любили называть сокращениями, подчас причудливыми. Имена большинства автомобильных заводов у нас, как известно, заканчивались на «З», а у поляков начинались с F, а продолжались буквой S — т. е. Fabryka Samochodow. Слово Fabryka в переводе не нуждается, а чтобы догадаться, что samochod как раз и будет «автомобиль» по-польски, владеть языком Мицкевича и Сенкевича совсем не обязательно. Третья же буква в аббревиатуре завода, который делал Tarpan, R, что означает Rolniczych. Тут уже посложнее: неуклюжее для русского языка и уха слово означает «сельскохозяйственных».

Но в самом начале 1970-х никакого FSR в Познани еще не было, а был испытательный автомобильно-тракторный центр. Вероятно, его сотрудникам не хватало машин, которые испытатели обычно именуют «хозяйками», грузопассажирских, простых и неприхотливых, пригодных для перевозки запчастей и всякого испытательного скарба.

Вот инженер Роман Шкворек и построил как раз такой автомобиль, которому дали нехитрое имя «Варта». Случилось это в сентябре 1971-го, а уже менее чем через год, конечно, с благословения партийно-государственного начальства, в Познани появился небольшой завод, развернувший выпуск автомобилей для крестьян, названных Tarpan. Этих вымерших диких лошадок отличала, говорят, неприхотливость и выносливость.

Автомобиль создали по нехитрым принципам. Панели простого угловатого кузова не требовали дорогих штампов глубокой вытяжки. Машина с довольно длинной (2700 мм) базой имела полную массу 2100 кг, а грузоподъемность, в зависимости от кузова и числа пассажирских мест, составляла от 250 до 525 кг. Заложили сразу несколько модификаций: пикап с брезентовым тентом, аналогичный пикап с двойной кабиной и грузопассажирский универсал-фургон. Интересно, что пикап имел раздвижную заднюю стенку кабины, т. е. прямой доступ из нее в кузов.

Относительно невысокая грузоподъемность Tarpan S223 определялась, скорее, не конструкцией шасси, в основе которой лежала лонжеронная рама, а отсутствием достаточно мощного двигателя. Выбирать конструкторам было, в общем-то, почти не из чего. Сельскохозяйственный автомобиль оснастили мотором, который ставили на легковые Warszawa и грузопассажирские Zuk и Nysa (их, кстати, поставляли и в СССР). Мотор объемом 2,12 л вел родословную от агрегата нашей «Победы», из который, как известно, и получилась Warszawa, и развивал всего 70 л.с. С ним в паре работала четырехступенчатая коробка передач. Передняя подвеска Tarpan была независимой пружинной (опять же от Nysa), задняя — рессорной.

Вроде все ничего. Предусмотрели даже самоблокирующийся дифференциал. Только вот привод у S223 был исключительно задний.

Силовые приемы

Не то чтобы автомобиль с колесной формулой 4х2 был для крестьян совсем бессмысленным, но уж точно менее привлекательным, чем полноприводный. Вероятно, думали и о военном применении машины. Каждая соцстрана старалась иметь свои армейские модели — предмет национальной гордости. Ну а они-то точно должны иметь привод на обе оси!

Версия Tarpan F233 с постоянным полным приводом и межосевым дифференциалом появилась в 1978-м. Теперь в зависимости от исполнения декларировали грузоподъемность до тонны. Заодно со второй ведущей осью автомобиль получил мото р от Polski Fiat 125P — нижневальный 75-сильный, объемом 1,5 л — дальний родственник нашего вазовского двигателя.

Польские Tarpan не попадали в международные автокаталоги, их нечасто показывали на выставках, даже в братских странах. В Москву на выставку польской внешнеторгой организации Polmot (аналог нашего «Автоэкспорта») в 1977-м их, правда, привезли. Но скорее как демонстрацию возможностей промышленности социалистической Польши, нежели с реальными планами продаж в СССР. Экспорт, видимо, был минимальным, в основном машины оставались на родине. Тем более что завод был небольшой

В прессе 1970-х обещали нарастить производство до 10–15 тыс. автомобилей, а сгоряча могли пообещать и 25 тыс. Но рекордным годом за всю историю завода стал 1981, когда выпустили 6500 машин.

Конечно, у Tarpan не было ни проходимости УАЗа, ни динамики «Нивы». Но по вместимости он не уступал нашему «469-му», а по комфорту кабины, пожалуй, был ближе к «Ниве». Ну а уж земные потребности неизбалованных польских крестьян Tarpan удовлетворял старательно. Тем более что ни особого выбора, ни лишних денег у тружеников села Польской Народной Республики не было.

Но планы роста производства уперлись в куда более важные государственные проблемы, нежели автомобили для крестьян. Потребительский кризис, рост цен, произвол полиции и прочих репрессивных органов привели в начале 1980-х к масштабным народным волнениям. В 1981-м, как раз когда FSR вышла на рекорд производства, в стране ввели военное положение. Тут уж не до сельских пикапов и фургонов.


Из Красной книги
Тарпан — вымерший предок современной лошади. Низкорослые (в холке около 140 см) животные на крепких ногах, с густой шестью и курчавыми гривами и хвостами хорошо переносили суровой степной климат.

Считают, что тарпанов погубило развитие сельского хозяйства и распашка полей. Сегодня в польской части Беловежской Пущи с использованием домашних лошадей, в которых течет кровь предков — диких тарпанов, выведен их потомок по имени «коник».


Долгие проводы

Завод, правда, пока работал и даже старался улучшить автомобиль, находящийся к тому времени в производстве уже 10 лет. В 1982-м Tarpan 237D получил наконец-то 2,5-литровый дизель от трактора Ursus мощностью 50 л.с. при 2500 об/мин. Главное, заметно вырос момент. У фиатовского 75-сильного агрегата, версия с которым тоже оставалась в производстве, он был 118 Нм при 3200 об/мин, у дизеля — 150 Нм при 1200 об/мин.

Еще с конца 1970-х в Познани колдовали над дизелями собственной конструкции — 3-цилиндровым 45-сильным и 5-цилиндровым 75-сильным. Но серийными они так и не стали.

В 1983 году завод было решили закрыть, но все же помиловали. Очевидно, потому, что конструкторы уже вовсю разрабатывали специальные армейские версии Tarpan.

Впрочем, и гражданская машина к тому времени обретала новые модификации — бортовой грузовик с металлическими или деревянными бортами, десятиместный универсал. Но вскоре завод вновь залихорадило, теперь уже заодно со всем соцлагерем. Гражданский спрос при огромной инфляции падал. Военный, впрочем, тоже.

Предприятие в Познани делало что могло. Tarpan моделей 4012 и 4022 получил форсированный 87-сильный дизель. Автомобили теперь выпускали с базами 2825 и 3027 мм. В 1989-м армейскую версию, которая стала основной, назвали Tarpan Honker (позднее ее, как правило, именовали просто Honker). В 1994-м начали производство автомобиля со 100-сильным турбодизелем. Появились 5-ступенчатая коробка передач, 2-ступенчатая «раздатка», блокировка дифференциала. Но завод все равно медленно и мучительно умирал, а правительство лихорадочно искало для него (как и для других предприятий) инвесторов. И нашло в лице амбициозной корейской фирмы Daewoo.

В 1996-м FSR побил новый рекорд — изготовил за год лишь 20 автомобилей. Корейцы попытались открыть в этой истории новую страницу. На машины стали ставить двигатели IVECO, а в 1997-м, сокращая расходы, производство Tarpan Honker перевели в Люблин на Fabryka Samochodow Ciezarowych (т. е. «грузовых»). Там некогда делали те самые Nysa и Zuk, от которых Tarpan на заре своей юности заимствовал узлы и агрегаты. Дело вроде бы понемногу пошло в гору. В 1997-м собрали 155 автомобилей, в 1998-м — 232. Но в 2000-м выпуск вновь упал.

Что случилось с компанией Daewoo, все, конечно, помнят. С автомобилем Tarpan произошло примерно то же самое. В 2001-м завод купила двигателестроительная фирма Andoria. В тот год выпустили лишь 278 автомобилей. И уже в 2003-м предприятие попало в руки некой никому неизвестной российско-британской компании Intrall (International Truck Alliance). Теперь судьбу автомобиля предугадать было уже не сложно. Успев создать чуть подновленный Honker Max и армейский Scorpion 3 (тот самый, что засветился с польскими солдатами на борту в Ираке), собрав последние 35 машин в 2007-м, новоявленная компания стала банкротом.

Автомобили с такой длинной и причудливой биографией — лакомый кусок для любителей истории. Из многочисленных модификаций Tarpan можно собрать если и не отдельный музей, то уж точно один из солидных его залов. Главное, чтобы старенькие машины остались, а то тарпанов, давших имя польским автомобилям, теперь пытаются выводить искусственно…


Польские AWD
В ПНР делали и полноприводные грузовики. Они, прежде всего, конечно, шли в армию, но также в пожарную охрану и на стройки. Четверть века выпускали Star 244 с колесной формулой 4х4 и трехосный Star 266. На обоих стоял 6-цилиндровый дизель мощностью 150 л.с. Star 266 участвовал даже в ралли-рейде Париж — Дакар.


Технические характеристики Tarpan F233 (4012)
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса снаряженная/полная, кг 1175 (2050) / 2100 (2850)
Длина/ширина/высота, мм 4322 (4550) / 1750 (1850) / 1840 (2195)
Колесная база, мм 2700 (2827)
Колея спереди/сзади, мм 1395/1402 (1575/1535)
Дорожный просвет, мм 210 (220)
Размерность шин 185–15
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и кол-во цилиндров Бензиновый (дизельный), P4
Рабочий объем, л 1,5 (2,5)
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин 75/55 (100/74) при 5400 (3800)
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 118 (216) при 3200 (2200)
Коробка передач Механическая 4-ступенчатая (5-ступенчатая), раздаточная 1-ступенчатая (2-ступенчатая)
Тип полного привода Постоянный
Максимальная скорость, км/ч 110 (120)
Расход топлива, город/трасса/смешанный, л/100 км 12,5–13,5 (13,4)
текст: Сергей КАНУННИКОВ
фото из архива автора
piatroc M
Мастер
Аватара
Возраст: 33
Откуда: Республика Беларусь г. Климовичи
Репутация: 28
Сообщения: 1094
С нами: 4 года 4 месяца

Tarpan 239D

Сообщение #3 Tarpanovod » 02.02.2014, 15:40

Tarpan 239D оснащался 3-х цилиндровым двигателем обьемом 2.5 литра.
1.jpg
2.jpg

3.jpg
4.jpg

5.jpg
6.jpg

7.jpg
8.jpg

9.jpg
10.jpg

11.jpg
Польская машина как пластилин-лепи из нее что хочешь.
Tarpanovod M
Мастер
Аватара
Возраст: 39
Откуда: Украина Чернигов
Репутация: 10
Сообщения: 422
С нами: 4 года 4 месяца

Сообщение #4 Сусанин » 06.03.2014, 11:18

нашел вот такой проспект. Обратите внимание на второй и третьей модели передний мост на рессорах.
Вложения
user26255_pic54585_1326803071.jpg
У Ивана Сусанина не было жены, поэтому первое время поляки его побаивались...
My way - it's my decision!
Сусанин M
Мастер
Аватара
Возраст: 44
Откуда: Киев Украина
Репутация: 30
Сообщения: 1918
С нами: 4 года 4 месяца

Сообщение #5 vagprofi » 06.09.2014, 22:05

Фото прототипа автомобиля Tarpan.
Вложения
PxgnPPYlDto.jpg
Чем больше я узнаю новые автомобили, тем больше мне нравятся старые...
vagprofi M
Мастер
Аватара
Возраст: 44
Откуда: Минск, РБ
Репутация: 32
Сообщения: 1184
С нами: 4 года 4 месяца

Сообщение #6 Сусанин » 16.10.2014, 11:35

vagprofi писал(а):Фото прототипа автомобиля Tarpan.

Не исключено, что это тот прототип о котором говорится выше в первом посте:
"...простой грузопассажирский автомобиль "Варта" (Warta) 4x2 с цельнометаллическим кузовом на лонжеронной раме и агрегатами от серийных легковых машин Варшавского завода ФСО (FSO), предназначенный для мелких сельских хозяйств и индивидуальных крестьян — "рольников". "(с)
У Ивана Сусанина не было жены, поэтому первое время поляки его побаивались...
My way - it's my decision!
Сусанин M
Мастер
Аватара
Возраст: 44
Откуда: Киев Украина
Репутация: 30
Сообщения: 1918
С нами: 4 года 4 месяца

Сообщение #7 vagprofi » 30.09.2015, 10:23

Статья на польском про Тарпаны.
Много интересных фото.
http://klasyki.auto-swiat.pl/historia-powstania-tarpana-dobre-zalozenia-i/546bv2#fp=as
Чем больше я узнаю новые автомобили, тем больше мне нравятся старые...
vagprofi M
Мастер
Аватара
Возраст: 44
Откуда: Минск, РБ
Репутация: 32
Сообщения: 1184
С нами: 4 года 4 месяца


Название раздела: Все о Tarpan
Описание: Любая информация, фотографии, видео и т.д. об автомобиле Тарпан

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм, введите оба отображённых слова в текстовое поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…

   

Вернуться в Все о Tarpan

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость